Меню

Общая информация

Мордовская Сибирь

Общая информацияЛица Туризма. Интервью для сети "ТБГ" Турагенты объяснили туроператорам, почему они против скидок

У меня было две причины вер­нуться в Тофаларию (Восточные Саяны): спортивный интерес к сложно проходимым порогам на реке Казыр и любопытство к мордовскому селу Черемшанка, которое является столицей «Города Солнца» общины Висса­риона.

СПОРТ

В 2002 году мы не прошли Базыбайский порог из-за недостаточного опыта предыдущей команды: на тот момент не было хорошей спортив­ной подготовки. Сплав по Казыру на плотах или катамаранах из-за сложных порогов доступен только опытным туристам-водникам. В обычных условиях он непроходим из-за непостоянства водных потоков в порогах, однако остается мечтой многих спортсменов-водников. Вот и у меня в голове этот порог сидел, как заноза... «Что-то не доделано», - думал я. И начал собирать новую группу туристов с более серьезной спортивной подготовкой.

Если верить истории, мордовские туристы посетили эти места впервые в 1972 году - тогда, правда, еще сплавлялись на самодельных плотах. Несмотря на то что у нас были современные катамараны, я знал: малейшая неточность - и поток прижмет судно к вертикальной сте­не. Сброшенный плот тоже иногда постигает такая участь, но через не­которое время он, разбитый, выплы­вает в улов. Известны случаи, когда водные суда из порогов выходили в перевернутом положении. Здесь важно не только умение управлять, но и держаться на катамаране. Река изобилует многочисленными остро­вами и протоками, среди которых несложно заблудиться. Порог был пройден без осложнений. Однако это мгновение могло стать послед­ним в жизни одного местного рыба­ка, пытавшегося преодолеть порог на обычной лодке. Мы помогли ему выбраться на берег и спасти его оборудование, а в благодарность по­лучили возможность переночевать в охотничьем домике. Это своего рода перевалочные базы, которые очень пригождаются тем, кто попадает в неприятные ситуации в тайге. Не­обходимый запас из круп, чая и соли подвешен в мешочках под потолком, чтобы любопытные медведи и грызуны не смогли воспользоваться продуктами.

К слову, мордву здесь вообще при­нимают весьма радушно. Все-таки наши предки развивали и обустраи­вали эти земли. Правда, чем больше проходит времени, тем больше мордва забывает свой язык. Ста­рики умирают, а молодежь теряет связь с предками.

ФИЛОСОФИЯ

Конечно, наша группа хотела посмо­треть, как развивается община Вис­сариона, так называемый «Город Солнца», который существует с на­чала 1990-х годов. Если в 2002 году в ней состояло около четырех тысяч человек, то сейчас уже десять тысяч. Все эти люди, как правило, с высшим образованием, очень много бывших военных. Обычно сюда едут люди из больших городов, уставшие от городской суеты и нерешенных жиз­ненных проблем. Хватило одного дня, чтобы понять, как устроен быт общины. Любопыт­но здесь отношение к созданию семьи. Если существует взаимность отношений - ника­ких ограничений. Иногда в одном доме живут по две, по три семьи. Многоженство и многомужество здесь привычная история. Это на­поминает эпоху хиппи 1970-х, кода по всему миру прокатилась волна сексуальных революций. Только в общине все основано на вере. Оказалось, за десять лет община успела захватить все близлежащие пахотные луга местных жителей, чтобы построить новые поселки. Это настоящие произведения архитекту­ры деревянного зодчества. Флигели, балкончики - местные позволить себе такой роскоши не могут.

Как оказалось, они вообще на общи­ну в обиде. Считают, что «пришлые» нарушили уклад их жизни. В част­ности, обижаются на то, что община Виссариона закрывает магазины по продаже алкоголя, боясь, что кто-то из служителей ненароком поддастся искушению. Да и налогов секта никаких не платит, так как не произ­водит ничего для общества. На своих последователей Виссарион наложил множество ограничений. Запрещено потребление мяса и рыбы, молочных продуктов, сахара, меда, хлеба из магазина. Разрешены продукты только с собственного огорода и из тайги, ржаной хлеб из муки, замешанной на воде, крупы, чечевица, соя и овощи. Философия общества такова: когда наступит ко­нец света (очередная дата по Висса­риону - 2015 год), мир разрушится, а община останется существовать. Поэтому нужно учиться делать все своими руками, чтобы суметь прожить без благ цивилизации: электричества, газа, нефти, техни­ки - без всего. Женщины одеты в наряды будто из XIX века. Шьют сами и исключительно красиво. Однако, несмотря на все запреты, кажется, что люди здесь и правда счастливы. Кого не встретишь - поют песни и улыбаются.

Виссарион объявил себя мессией и призвал сторонников селиться в таежных поселках недалеко от его резиденции. Люди со всей России начали продавать дома и квартиры, покупая дешевое жилье поближе к Виссариону, а все оставшиеся деньги отдавая общине. Сам Виссарион и его ближайшие сподвижники живут в так называемом «Городе Солнца»» Это поселение, основанное общиной в тайге в районе озера Тиберкуль
в Курагинском районе Красноярского края.

ГУТАРА

Это увлекательное путешествие заняло почти три недели. На самолетах нас доставили в поселок Гутара, где про­живают тофалары - народ, который в недавнем прошлом еще жил по законам первобытных предков. Сейчас численность тофаларов - не более трехсот человек. Место, в котором они живут, окружено горами. При­мечателен тот факт, что в 1930-е годы поселок использовался как поселение для заключенных - сбежать оттуда не­возможно! Добраться до Гутары можно только на самолете или своим ходом - вдоль реки на протяжении 10 дней, что выдержит далеко не каждый.

Со временем в эту местность НКВД стало ссылать прибалтов, которые начали создавать семьи. В результате получились интересные потомки: узкоглазые блондины с голубыми глазами. Первобытно-общинный строй тофаларов хотели искоренить и приобщить население к социализму - организовать колхозы по добыче меха. Но ничего не вышло: население до сих пор не приемлет современную цивили­зацию. В Гутаре даже построили школу за счет государства, но местные жители ее разобрали.

Тофалары живут охотой и рыбной ловлей. Денежные отношения в этой местности не практикуются - везде натуральный обмен. Самое ценное для мены - рыболовные снасти: леска, крючки, удочки, а также ружейные патроны и алкоголь. Поэтому перед пу­тешествием мы как следует запаслись.

СЕЛО ЧЕРЕМШАНКА

Заканчивался наш поход на реке Казыр селом Черемшанка, которое является столицей «Города Солн­ца». Все огороды там засажены подсолнухами и соей. Это село примечательно своей философией: отец Виссарион, бывший капитан милиции, объявил себя новым Иисусом Христом. У него есть по­клонники и вербовщики, которые ездят по всему миру. Люди из мегаполисов продают имущество и недвижимость и переезжают в Черемшанку, где им предоставляют жилье. В настоящее время здесь проживает более 4 000 человек. Они создали государство в государстве, где существуют по собственным правилам.

Когда мы попали в Черемшанку, в центре села играл джазовый оркестр. Среди жителей - сплошная интел­лигенция: кандидаты, доктора наук, бывшие военные. Там мы встретили и певицу Светлану Владимирскую, ко­торая с четырьмя детьми живет в этой общине, и множество иностранцев, особенно молодых европейцев, так называемых хиппи, которые приехали пожить в «Городе Солнца». В селе свои правила: жители не едят мяса. Также они исповедуют свободную любовь, отчего много общих детей: иногда даже нельзя сказать, чей это ребенок - воспитывают все вместе. За два дня нам удалось немного изучить местную, довольно убедительную, философию. Члены общины считают, что такая жизнь освобождает их от стрессов, бытовых проблем и суеты городов, которым подвержены мы.

Примечательно, что Черем­шанка - мордовское село: в начале XX века на территории нынешнего Кадошкинского и Инсарского рай­онов было голодно, поэтому более 150 семей на подводах переселились в Сибирь, посчитав, что там легче выжить. И они не ошиблись: на новой земле крестьяне превратились в хороших охотников и рыболовов. Старые люди в селе еще говорят на мордовском языке, а вот моло­дежь знает всего несколько слов. Я спрашивал, не осталось ли у кого родственников в Мордовии, но ни­кто не смог ответить на мой вопрос: много поколений уже сменилось. Да и люди, несмотря на то, что разго­варивают по-русски, русскими себя не считают, а гордо заявляют: «Мы сибиряки!»

Источник: «FOX Magazine. Выпуск 8» от 27.12.2010 г.